о метрополитене

Если метро с одной стороны удобство и комфорт, то с другой - это чудо. Пред­ставьте - механизм часов. Если переста­нет работать ее самая маленькая деталь, то они остановятся. То есть, это система из неразрывно связанных частей. Метро - это гигантский, слож­ный образец такой системы. Станции словно дворцы, скоростные поезда, точный до секунды график движения, неостанавливающиеся эска­латоры, машинисты, которых мы не видим, но которым поручаем свою жизнь, тоннели, кото­рые в детстве нас немного пугали и казались загадочными, и рельсы, находящиеся на грани легенды и реальности... Все это составляет огромную пропорциональную систему - Таш­кентский метрополитен.

Ташкентское метро ежедневно в 5 утра откры­вает свои двери пассажирам. Горожане чаще от­дают предпочтение метро в качестве скоростно­го, аккуратного, красивого и комфортного вида транспорта. С 7 до 9 часов утра это час пик - все спешат на работу, бегут за вагонами, быстро дви­жутся из одной линии в другую, по возможнос­ти стараются успеть на поезд и сэкономить не­сколько минут... Да, метро это единственный вид транспорта, который среди современных город­ских транспортных средств может состязаться с темпами сегодняшнего дня. Даже такси не могут с ним сравняться: ведь в метро нет пробок, как на дорогах, остановок на светофорах, пререканий с безответственными водителями. Также доступна плата за проезд: ведь не будете же каждый день ездить на такси. Радуют взор величие и красота станций, умеренная температура и чистота, в летнюю жару в метро прохладно, а зимой - теп­ло и можно согреться. В общем, метро - это пре­имущество и честь нашей столицы.

Точность одно из самых основных особеннос­тей метро. Когда-то, еще в то время, когда не было современных гаджетов, интернет не при­ходил в голову даже самым богатым на выдум­ку и фантазии писателям-фантастам, люди све­ряли свои часы с электронными часами в метро. «Мои часы одинаковые с часами в метро» - это был самый веский аргумент! И сейчас метро ни на одну секунду не отступил от этой точности. Во всех метрополитенах мира движение поез­дов упорядочено не минутами, а секундами. Например, в Москве поезда прибывают каждые 90 секунд, в Ташкенте в час пик с промежутком 180 секунд (в час 20 пар поездов). В наше вре­мя, когда каждая секунда имеет большое зна­чение, такая точность равна золоту. Расстояние от станции «Олмазор» до станции «Буюк ипак йули» в метро вы преодолеваете всего за 23 минуты. Попробуйте преодолеть этот путь на автобусе или такси, сколько времени у вас уй­дет? Устанете, оглядываясь по сторонам в окно, считая, сколько остановок осталось. Метро эко­номит наше время!

К сумеркам поток пассажиров уменьшается, становится малолюдно на плат­формах и в вестибюлях. Часть поездов диспетчер по графику отправляет в депо, где составам ока­зывается техническое обслуживание и осущест­вляется их уборка и чистка.

Обычно много пассажиров на пересадочных станциях метро «Пахтакор» - «Алишер Навоий», «Амир Темур хиёбони» - «Юнус Ражабий». «Ой- бек» - «Мингурик». Здесь проходит 40 процен­тов ежедневного потока пассажиров.

При входе на станции установлены турникеты, в которые прежде опускалась монета. Даже были специальные аппараты, разменивающие круп­ную монету. Теперь для входа в метро опускается жетон. Пропускная способность данных механиз­мов высока -1,5 тысячи пассажиров в час.

На станциях «Хамид Олимжон», «Мустакил- лик майдони», «Пахтакор», «Бунёдкор», «Нов- за», «Юнус Ражабий», «Минор», «Мингурик», «Алишер Навоий», «Чорсу», «Гафур Гулом» име­ются движущиеся лестницы - эскалаторы, они двигаются со скоростью 0,7-0,8 м/сек и имеют пропускную способность 8-12 тысяч пассажиров в час. Весьма совершенен этот механизм, облег­чающий спуск и подъем пассажиров. Состоящая из тысяч частей и деталей машина всегда рабо­тает без остановки, безошибочно и без сбоя. В день отключается лишь на 4 часа. Также не мал и срок эксплуатации эскалаторов. Они капиталь­но ремонтируются на каждом 80-100 тысячном километре.

Для обеспечения непрерывности и безопас­ности движения поездов метрополитен имеет автоматизированную систему, которая вбирает в себя телемеханику, связь и автоматическое регулирование скорости (АРС), автоматическую локомотивную сигнализацию, а также системы централизованного диспетчерского управления. Эти системы управляют движением поездов на­чиная от их движения по назначенному графику до учета возможных чрезвычайных ситуаций, непредвиденных остановок или превышения скорости.

Диспетчерское управление систем метро позволяет через единый центр управлять все­ми процессами пассажироперевозок, элект­ромеханическими устройствами, станциями и межстанционными тоннелями, электро-осве- тительными приборами, эскалаторами. В этом процессе эффективно используются средства связи.

Метро - это подземное сооружение. Там чрез­вычайно важное, жизненное значение имеет циркуляция воздуха. Для этого установлены спе­циальные вентилационные системы. Вентиля­ционная система Ташкентского метрополитена работает по принципу «зима-лето», то есть зи­мой теплый, а летом холодный отдув. Поэтому зимой на станциях тепло (+10 - 12°С), летом про­хладно (+20 - 25°С). Влажность воздуха сохраня­ется в 55-60%.

Сколько часов работает метро? Метро рабо­тает для пассажиров 19 часов в сутки, в целом 24 часа. То есть, здесь процесс кипит и ночью, и днем. В полночь, когда станции пустеют от пасса­жиров и поезда возвращаются в депо, работники метрополитена приступают к безотлагательным и важным задачам. С въездом последнего поез­да в депо диспетчер дает команду отключить с контактных рельсов ток высокого напряжения. В тоннели отправляются дорожники, электрики, связисты, тоннельщики, слесари и другие спе­циалисты. Их задача заключается в тщательной проверке пути, тоннелей, устранении неисправ­ностей. Неполадки в метро необходимо свое­временно выявить и устранить, это ведь вопрос безопасности движения!

Для завершения работ и выхода из тоннеля подаются сигналы предупреждения включени­ем-отключением ламп тоннельного освещения.

Это свидетельствует о том, что рабочее время дежурства закончилось и в скором времени к путям будет подключено электрическое напря­жение. Завершившие свою работу ремонтни­ки покидают тоннели. До пяти утра обходчики путей, мраморщики, слесари, связисты, энер­гетики... все закончат свою работу. Вместо них к своим обязаннрстям приступят кассиры, кон­тролеры, дежурные по станции, машинисты и другие работники.

Утром в 5 часов вестибюли станций откроют свои двери для пассажиров. Этот порядок пов­торяется каждый день, ежесуточно, без праздни­ков и выходных.

Вагонные парки метрополитена состоят из вагонов, произведенных на Мытишинском (Московская область) и Егорьевском (Санкт-Пе­тербург) заводах. В каждом вагоне имеется 44 посадочных места, в один вагон помещаются 170 человек. Чистый воздух в вагоны попадает из ус­тановленных на потолке отверстий и жалюзей. В современных вагонах метро работает не механи­ческая, а электронная система тормозов, поэто­му в тоннелях мало пыли, вагоны — в чистоте.

17 марта 2014 года было принято распоряже­ние Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об обеспечении безопасности движения поез­дов на объектах УП «Тошкент метрополитени». Согласно данному распоряжению в технической базе метрополитена осуществлен ряд изменений, закуплены новое оборудование, запасные части, капитально отремонтированы эскалато­ры, аккумуляторные батареи станций, налаже­но бесперебойное электроснабжение станции «Шахристон», а также начата работа по модер­низации вагонов метрополитена. Модерниза­ция движущего срстава вагонов метрополитена осуществляется на заводе «Тошкент йуловчи ва- гонларини цуриш ва таъмирлаш заводи» при АО «Узбекистан темир йуллари».

Внутренний и внешний дизайн новых вагонов отвечает современным требованиям, обеспечи­вается безопасность и комфортность перевозки пассажиров. В обновленных вагонах установле­на самая современная система «БАРС», автома­тическая система пожаротушения «Игла». В эти дни капитально отремонтированы 6 поездов. Жители и гости столицы уже давно пользуют­ся новыми вагонами. Как видно, метрополитен — это автоматизированная, своевременно и слаженно работающая система, где учтены все мельчайшие детали. Действительно, не сравни­мое ни с чем подземное царство!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.